Агентство комплексного интернет-маркетинга

Блог

Актуальная информация об интернет-маркетинге и создании сайтов от специалистов Marketing Up
Здесь вы найдете подробные кейсы наших проектов, аналитику, результаты свежих исследований, разбор интересных фишек, приемов и тонкостей создания сайтов и т.д. - все, что важно для построения успешного бизнеса в Интернет.

X и Y-руководители

Автор: Артём Костин26.01.2018

Какие принципы новой системы взглядов на организацию труда можно применить на практике, и они действительно помогут бизнесу?

Да, это картинка из Википедии, и конечно, мы рекомендуем вам прочитать статью оттуда, особенно если вы никогда не слышали о «Теории X и Y», «Ленивых миллениалах, которые не хотят работать» и иногда задумывались, почему офисы IT-гигантов больше похожи на антикафе, чем на рабочее место.

Но теория не важна, если не знать как применить её на практике. В наши дни уже не осталось «абсолютных X-лидеров», как и не появилось «абсолютных Y-лидеров», но тенденция перехода от первого ко второму типу явно видна. Какие принципы новой системы взглядов на организацию труда можно применить на практике, и они действительно помогут бизнесу?

Мотивация

Простым языком — нематериальная мотивация (Y) подходит не для всех видов работ, но она в разы лучше материальной; материальная (X) — замотивирует любого сотрудника, но будет действовать недолго. И чем больше у сотрудника творческих, организаторских, визионерских задач, тем быстрее закончится эффект.

Практики менеджмента советуют совмещать подходы: отказываться от регулярно выплачиваемых премий в пользу премий за результат. Работать над имиджем компании и преобразовать привычный отдел кадров в полноценный HR-отдел.

Контроль

Руководитель-X не доверяет сотрудникам: ограничения пользования интернетом, строгий контроль рабочего времени, внезапные проверки, и всевластная служба безопасности.

Руководитель-Y использует абсолютно те же самые методы (удивительно), но считает не инциденты, а риск.

Сколько теряет бизнес от опозданий на работу? — если это отдел продаж и он не принял важный звонок, то возможна потеря потенциального клиента.

Каков риск, что месяц назад устроившийся на работу сотрудник украдёт базу клиентов и уйдёт к конкурентам? а если полгода назад?

Каков процент времени сотрудники проводят в соцсетях и не работают? А главное, почему?

И в то время, как руководитель-X погрязает в нарушениях, запретах и ограничениях, руководитель-Y может оценить риск в деньгах, а затем раздавать санкции и вводить разумные ограничения.

Структура управления

Типичная X-структура управления — иерархическая. Принципы менеджмента выросли из армейской иерархии, поэтому каждый сотрудник имеет начальников, некоторые — подчинённых, и обязанности строго распределяются в зависимости от места в иерархии.

Бывает что сложившаяся корпоративная культура прямо запрещает брать на себя обязанности коллеги, хотя сейчас такое встречается редко.

Недостатки подобного устройства — в негибкости системы и плохих внутренних связях: иногда один отдел может связаться с другим только через общего начальника, иногда между отделами возникает нездоровая конкуренция вместо стремления к общей цели. Расформирование, слияние или сокращение одного отдела превращается в корпоративную катастрофу.

Y-структура лишена этих недостатков, чаще всего это плоская или двухуровневая система. Нет строгих зависимостей, распределяются не обязанности, а задачи, конечно с учётом квалификации сотрудника.

Метрика эффективности сотрудника

X-теория предполагает работу на объём: чем более производителен сотрудник — тем лучше, на самых производительных направлена положительная мотивация в виде премий и места на «доске почёта».

Производительность часто измерялась объёмом работ: принятых заявок, обслуженных клиентов, количеством обработанной документации, произведённых товаров, символов написанного текста.

Y-теория предполагает только измеримые, комплексные и зачастую финансовые показатели: суммарная выручка с заказов, время без поломок, средняя оценка по результатам общения с клиентом, уникальный охват брендовой рекламы, цена привлечения целевой заявки и т. п.

Интернет-маркетинг

Конечно, вся digital-индустрия стремится к «Теории Y», но это не самоцель — просто так удобнее и всегда выгоднее, как для исполнителя, так и для заказчика.

Кстати, прочитайте статью, в которой мы рассказываем как применяем измеримые финансовые показатели на практике.

2600